"Вероятно, ощущение безграничного покоя,

которое дает нам Nature Aquarium,

мы получаем от созерцания

утопического существования живых существ внутри." Takashi Amano

Такаши Амано (Takashi Amano)

Биография Такаши Амано


Такаши Амано родился 18 июля 1954 года в провинции Ниигата, в 300 километрах к северо-западу от Токио.
Он начинал как живописец, писал акварелью, работал с фотографией. В семидесятые годы Амано экспериментирует с водными растениями, много путешествует, изучает европейский опыт ведения растительных аквариумов. В это же время он создает свои первые аквариумные сады. Но это не продолжение известного и очень популярного тогда стиля «Голландский Аквариум» с его упорядоченными рядами максимально контрастных по отношению друг к другу растений. Это совершенно другие аквариумы-пейзажи, очень аскетичные, ограниченные в цвете, с немногочисленными, часто непривычными европейскому взгляду обитателями – пресноводными креветками Caridina japonica, мелкими и невзрачными рыбками-присосками Otocinclus, скромными стайками таких же мелких двуцветных харацинок.

В 1982 году Амано фокусирует всю свою творческую энергию и создает студию и научную лабораторию «Аква Дизайн Амано» («Aqua Design Amano»), в этом же году он начинает выпускать специализированный журнал «Aqua Journal». « Я думаю, Такаши в то время был настоящим революционером, разрушившим старое понятия об аквариуме как о просто стеклянной банке для наблюдения за рыбами», – говорит одна из коллег Амано, доктор Нагашима (Dr. Nagashima), – «он сделал аквариумные растения знаменитостями, а работу аквариумиста возвёл в ранг искусства» (цитата отсюда, перевод с англ. Н. Романович)
Его первая книга «Nature Aquarium World» увидела свет 1992 году в Японии. В 1996 – первое англоязычное издание. Книга так впечатлила Европу и Америку, что сразу же была переведена на английский, французский, немецкий, итальянский, голландский языки. В предисловии ко второй книге “Аквариум. Растительный рай”, 1997 год, г-н Такаши Амано уже описал концепцию своего стиля: сотворение подводных пейзажей основано на естественных моделях садов Дзен. «Подобный пейзаж в стиле Karesansui имеется в саду Hojonan храма Daitokuji, саду Hojohoku храма Ryugenin, саду Hojohoku в DaiseninTemple, саду Hojo храма Ryoanji, саду Hojohoku храма Entokuin, в саду храма Tenryui. Для повторения их подводной части требуется большое искусство.», -Т.Амано «Аквариум. Растительный рай», стр 9.
Некоторые секреты, которые мастер раскрыл на страницах своей книги, талантливые фотографии, описания техники посадок вдохновили многих аквариумистов на создание собственных аквариумов-пейзажей. Книга Амано стала своеобразным толчком для развития мировой аквариумистики, вдохнула в нее новую энергию.
Так в мире рождается новая волна этого хобби. В это время Амано, как талантливый бизнесмен, предлагает миру новую идею – идею всемирного конкурса акваскейпа – The International Aquatic Plants Layout Contest, сокращенно IAPLC.
Начало миллениума – 2001 год – первый год конкурса. Сегодня IAPLC – самый престижный, ежегодный конкурс для мастеров и любителей акваскейпа. В этом году в нем приняли участие более 1000 претендентов из 47 стран мира. Призовой фонд конкурса исчисляется десятками тысяч долларов. Результаты мирового рейтинга, т.е. фотографии подводных пейзажей издаются ежегодными каталогами…
Но Амано на этом не останавливается. Июнь 2003 год. К моменту объявления результатов третьего конкурса акваскейперов, корпорация Амано открывает галерею Природного аквариума в родном городе Амано, в Ниигато. Победители приглашаются в невероятную, единственную в мире действующую экспозицию авторских работ Мастера – в галерею живых подводных пейзажей. Побывавшие там любители и мастера акваскейпинга стали называть эту галерею «местом силы». Подобная восхищенная, почти языческая оценка увиденного о многом говорит.
Художник и фотограф Амано очень умело презентует свои работы. Все аквариумы размещены в небольшом помещении, но как и настоящие живописные холсты, эти сосуды – единственные действующие лица в пространстве. Зритель, проходя от работы к работе, рассматривая один аквариум за другим и, наконец, выходя из галереи в японский сад помнит только аквариумы и их восхитительные, умиротворяющие, совершенно разные, но одинаково прекрасные миры.
Дело в том, что и тумбы, на которых размещены совершенно исполненные чистостеклянные, идеальных пропорций сосуды, стены и пол – все выкрашено в нейтрально серый цвет. А по законам психологического цветового воздействия нейтральный серый – единственный цвет, не вызывающий после себя цветового воспоминания. Таким образом впечатления от картин, т.е. самих аквариумов невероятно эмоциональны и чисты. Все акваскейпы в галерее всегда находятся в идеальном состоянии, ничто, никакие водоросли или налет не должны отвлекать зрителя, не должны нарушать гармонию. По словам Амано, первоначальная посадка растений и установка аквариума является лишь его рождением. Живые растения растут, мир внутри аквариума меняется. Аквариумный пейзаж живет и нужно много работать, поддерживая эту жизнь.
Философия акваскейпа – это философия нового века, с его вопросами и проблемами, главная из которых – экология. Это искусство, рожденное Природой, воспевает ее хрупкую красоту. Еще одна цитата из Такаши Амано, красноречиво описывающая его жизненную позицию и политическое мировоззрение:
«Люди, современные жители планеты, которая существовала 4 биллиона лет ещё до их рождения, имеют сейчас силы и возможность уничтожить всю природу. Вода, некогда кристально чистая, сегодня стала загрязненной, когда-то зелёные земли теряют свой сочный цвет. В попытках разбогатеть, извлечь как можно больше ресурсов природы, люди невероятно обедняют сами себя На такой израненной, опустошенной земле могут родиться такие же опустошённые сердца. Мы должны помнить, что либо мы живём в согласии с Природой, которая создала нас самих, либо мы не живём вообще. Создавая и поддерживая красивые аквариумы, человек снова и снова изучает сложные связи между различными формами жизни: растениями, рыбами, микроорганизмами и людьми. Богатство природы рождает красоту и гармонию. Аквариумы – великие учителя этой истины».

Такаши Амано является одним из самых влиятельных людей в сообществе пресноводной аквариумистики. Он доверительно знакомит мир с японским дизайном травников и его направлениями, например Wabi-Sabi (что в переводе с японского обозначает «ощущение природы») и Zen Rock (Дзен рок) в акваскейпинге (aquascape – подводный пейзаж). Его аквариумные работы представляют собой замысловатые и, как правило, ассиметричные ( однако, сбалансированные) композиции аквариумных растений, дополненные крупным речным камнем и древесными корягами. Его работы замечательны тем, что в них воссоздан сам дух и настроение природных пейзажей, а также творений человека – таких как сады камней и живописные полотна…

Книга Амано «Nature Aquarium World»(«Живой Мир Аквариума») состоит из 3 частей, в которых автор рассказывает об акваскейпинге, растениях пресноводных аквариумов и рыбах. Ему же принадлежит авторство книги «Aquarium Plant Paradise» («Райский Сад в Аквариуме»).

Амано вдохновил многих аквариумистов выращивать под водой одно из самых маленьких растений переднего плана – Glossostigma elatinoides (Глоссостигм подвойчиковая) и Riccia fluitans (Риччия плавающая). А затем популяризировал использование креветок с целью контроля разрастания водорослей.
Некоторые пресноводные креветки даже были названы в его честь, например – Креветка Амано (“Amano shrimp”) или Креветки Ямато (”Yamato shrimp” (Caridina japonica)). Недавно их научное название было изменено на Caridina multidentata.
Однажды Такеши Амано обнаружил способность этих креветок пожирать водоросли в огромных количествах. Тогда он попросил местного торговца продать ему несколько тысяч этих креветок. С тех пор эти креветки стали неотъемлемой частью пресноводных травников.

Амано разработал линию аквариумных комплектующих, более известных как ADA (Аквариумный Дизайн Амано). Линия функциональных и красивых комплектующих аквариума “ADA” является на сегодняшний день одним из самых признанных брендов в мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий